Конфуцианство на государственной службе и в общественной жизни трансформировалось в Идеологию Современной Цивилизации
Все религии, идеологии и философские течения дошли до нас далеко не в первозданном состоянии. Однако их содержание, благодаря консервативности общественных процессов, отражает вектор социальной направленности убеждений, предлагаемых людям в недалеком прошлом. Историческая глубина предлагаемых стереотипов определяется датами последних изменений, и как правило – это не такое далекое прошлое.Обратимся к Конфуцию.
«Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься»
В современном мире понятие службы постепенно уходит в прошлое. Технологии робототехники и автоматизированные системы уверенно занимают ниши, связанные с рутинной работой, к которой относятся все виды службы. Даже там, где понятие службы осталось в нормативных документах, от исполнителей требуется творческая работа, связанная с решением задач, выходящих за возможные рамки сухих инструкций.Конфуцианство в данном контексте имеет далеко идущие бюрократические корни и теряет актуальность в отношении к службе.
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить другой поступок»
Гуманитарный подход, допускающий использование понятий «добро» и «зло» в современном мире не применим без детального уточнения в каждом конкретном случае. «Если вас мотивирует чувство, то результатом применения предложенной формулы может быть тщеславие». Точнее, эта формула тиражирует тщеславие, когда вы тешите свое желание, подменяя обоснованность и рассудительность поступков на действия, направленные на получение одобрения.Нет добра или зла, есть адекватный подход к решению не только технических, но и социальных задач.
В современной трактовке следует обратить внимание на вменяемость поведения.
Поступайте адекватно, действуйте профессионально и вы получите ожидаемый результат.
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания»
Наиболее актуальная рекомендация Конфуция. Однако, с позиции самой методики получения знаний требуется небольшое уточнение. В современной интерпретации это высказывание на русском языке должно звучать так – «Учитесь осознанно, стремитесь к пониманию, ищите и развивайте свои творческие способности».«Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам»
Современная трактовка утверждения Конфуция о способности получать и распространять знания может звучать следующим образом – «Кто не может учиться сам, не может наставить на путь другого». Человеком становятся в результате образовательного и воспитательного процесса, в котором главным является естественнонаучный подход к получению знаний (book-ip.ru/articles/8).«Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу»
Современная трактовка имеет диалектически эквивалентный смысл. Нормативная грань прав «достойного» и «низкого» человека, терминологически применённая в цитате, отсутствует в современном мире. Нет людей глупых, есть люди дезориентированные. «Ожидание велений неба», в Современной Цивилизации имеет трактовку осмысленного применения естественнонаучных знаний, поскольку ожидание, как бездействие, эквивалентно выводу субъекта из общественных отношений. Однако, отношение к удаче в Идеологии Современной Цивилизации сохранило комическую окраску, как к объяснение реальных процессов вероятностной моделью, с несовпадающей областью определения. Современное понимание – «Профессионал получает ожидаемый результат. Непонимающий современного знания обречен на дезориентацию и фантастические надежды».«Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению»
Твердость убеждений всегда граничит с непониманием, вопрос только в месте нахождения границы непонимания. Граница непонимания глупца находится в начале дерева знаний, на поле, известном современникам, но необъясненном для себя субъектом. Граница понимания мудрого человека находится на границе познанного и непознанного современной наукой. Оба испытывают затруднения в расширении собственного познания: один за счет своих текущих заблуждений, второй за счет того, что ранее, предстоящего ему шага познания никто не делал и нет готового шаблона. В целом, трудности, связанные с обучением и самообучением для разных по подготовке категорий, имеют различную природу происхождения, но одинаковый внешний эффект – частичная или полная потеря ориентации через собственные заблуждения. Кроме того, современное обучение больше использует самостоятельное образование, что меняет смысл логических языковых конструкций, содержащих термин «обучение».В понимании Современной Цивилизации – «Нет знаний вне человека ими владеющего, и получить знания можно только самостоятельно».
«Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять»
Богатство и слава в Идеологии Современной Цивилизации не сохраняют исторической трактовки. Мы уже не ассоциируем богатство с тем, что принято называть деньгами, да это давно уже не деньги, а средства обмена. «Наличие разбалансированности личных доходов и расходов – лишь свидетельство неадекватности личных дел». Однако часть, связанная с личной мотивацией также действительна, но претерпела уточнение, поскольку стереотипы (понятия) гуманитарного происхождения проигрывают в практическом применении стереотипам естественнонаучного происхождения, полученным с помощью разумных способностей человека – «Нет над человеком большей власти, чем собственный разум».«Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это»
В этом высказывании мы видим признание естественнонаучного, разумного происхождения морали человека, обозначенного как благородство. Обман определяет разум человека, и технологические компетенции ставятся в прямую зависимость с моралью человека. «Мораль человека и есть целостность, полнота и связность его знаний». Обманом пользуется тот, кто не умеет пользоваться правдой. «Обманывать, не только стыдно, но и глупо, и непрофессионально». В Идеологии Современной Цивилизации преднамеренное введение в заблуждение, признак недостаточной профессиональной квалификации. Обманщику нужно еще поучиться, чтобы решать вопросы, не прибегая к обману.«Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей»
Современная Цивилизация тесно переплетается с древними учениями, включая Конфуцианство. Опыт является тем инструментом, который дает человеку знания сейчас и давал раньше. Однако Современная Цивилизация идеологически не может применять схему получения опыта через ошибки. Как минимум, есть два аспекта Современной Цивилизации, связанных с опытом различных периодов жизни:* период целенаправленного образования и воспитания – это становление человека
* период существования с технологическими компетенциями, соответствующими уровню развития Современной Цивилизации.
Становление человека в Идеологии Современной Цивилизации не выделено в утверждении Конфуция. «Не познав современной науки, человек неспособен нести звание разумного и груза ответственности за деяния, совершенные в неведении». Значимость содержания начального образования и принципов воспитания определяется «доверенным режимом загрузки» человеческого сознания. Дать сознание, умножающее творческий потенциал общества, предмет ответственности воспитания и образования. Поддержание творческого потенциала и его воплощение – предмет самостоятельного развития и достижения профессиональной пригодности. «Опыт, получаемый в результате ошибок, недопустим. Мы получаем опыт в результате спланированного, подготовленного эксперимента».
«Тот, кто, дожив сорока лет, вызывает лишь неприязнь, – конченый человек»
Утверждение скорее носит декларативных характер своего времени. Проводить возрастной ценз, а тем более возрастную черту, пройдя которую стать человеком невозможно – скорее требует дополнительного изучения. «Двери в полноправные члены общества для человека разумного открыты для всех, но войти в эти открытые двери должен каждый самостоятельно».«К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они стануТ выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения»
Время неумолимо меняет наши представления и понятия. Уважение – форма оценки достоинств. Уважать нужно всех и использовать опыт каждого, даже неудачный. Адекватное отношение к каждому – отличительная черта современности. «Адекватное отношение к любому человеку, независимо от возраста и заслуг, определяет адекватное отношение к Вам». Неважно, кем будет человек в будущем, важно то, что вы можете обогатить друг друга своим опытом и находками.Любой неудачный опыт, даже в обучении, необходимо учитывать, чтобы лучше изучить причины неудачи.
«Достойный человек не идет по следам других людей»
Мы все индивидуальны, и мы имеем возможность наблюдать за природными явлениями. «Когда мы не лжем друг другу, разные мнения помогают найти согласие и лучше понять изучаемое природное явление». Мы идем разными путями, чтобы лучше узнать суть предмета.«Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью»
Справедливость в Идеологии Современной Цивилизации схожа с историческим понятием. Справедливое регулирование – это прежде всего, профессиональное решение, в том числе и социальных вопросов.«Разум объединяет наши веры».
Естественнонаучная База Знаний Современной Цивилизации включает формальные модели (book-ip.ru/articles/5) и естественнонаучное описание (book-ip.ru/articles/4). Наращиваемый массив формального описания позволяет применить механизм саморегулирования информационного массива достижений каждого члена общества.
«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по – доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам»
«Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».«В стране, где есть порядок, будь смел в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».
Истины Конфуцианства, как и других философских течений утрачивают смысл в отношении власти только потому, что понимание власти изменилось со временем сначала в умах, а теперь и на деле.
«Власть, это способность человека противостоять стихии и вызовам времени, а не угнетать другого человека». (Современная Религия Цивилизация ISBN: 9785906153036).
Новый принцип социального управления в эгополярном обществе предусматривает ситуационное, событийно ориентированное управление. Один человек не замыкает на себе управление. Каждый управляет замкнутым на него конкретным процессом. Перспективные принципы управления возможны при условии существования единого понимания совести и профессиональных компетенций, которые регулируются информационной системой. В этом смысле утверждение Конфуция теряет область применения. Современное состояние государственного устройства по всему миру распределило между территориальными администрациями полицейские функции в отношении жителей. Собственное законодательство стран не потеряло территориального значения, однако в условиях, когда в одних руках находятся законодательные и исполнительные рычаги управления, создается высокий уровень коррупционного и лобби – ориентированного законодательства, несравнимого с профессиональным уровнем участников процессов. Возникает практика создания законодательства, не учитывающего интересы жителей территорий в пользу структур, не несущих социальной ответственности.
Развитие норм международного права также находится на этапе смены вектора управления и глобализации хозяйственной детальности, обеспеченной социальной направленностью деятельности монополий на реализацию индивидуальных творческих возможностей каждого конкретного человека.
«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать» «Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных» «Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается» «Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот»
Применить умственные возможности для человека, обремененного заблуждениями и разорванным сознанием всегда представляет большую сложность. Обрести совесть, разобраться в собственных эмоциях, поставить разум выше собственных животных инстинктов – для этого нужно не только усердие, но и мужество. Но посыл к таким мужественным действиям должен быть, как минимум, понят. Изречение Конфуция о мужестве, необходимом для того, чтобы поставить свою жизнь на разумные принципы не теряет значения для общественных образований, где есть члены общества, потерявшие человеческую природу и уподобившиеся животным.«Человек не рождается при рождении, человеком становится каждый из нас сам». «Честный человек отстаивает свои заблуждения, а нечестный – играет роль». «Честный человек приходит к достижению даже через невзгоды, не ставший человеком никуда не стремится, он остается животным». «Нет ничего, что существует против законов природы, кроме нашего мнения об этом».
«Не делай другому того, чего себе не пожелаешь»
«Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?»Традиционно философские учения, в том числе Конфуцианство, дают рекомендации о взаимоотношении людей. Благодаря тому, что изменились мы и условия нашей жизни, рекомендации действий и наблюдений о человеческой природе также изменились, и по описательной форме, и по сути, частично.
Наши интересы получили больший профессиональных разброс. Большее значение приобрели семейные отношения, мы пользуемся законами и правилами.
У нас изменился досуг, и мы научились неотрывно наблюдать за коммуникациями друг друга.
Мы получили возможность пройти тесты. Мы изучаем психологию поведения и мотивацию человека.
Человек раскрывается в Современной Цивилизации. Мы перестаем скрывать информацию, мы учимся вести себя как человек разумный.
«Ваш рычаг управления миром – ваши коммуникации. Социальная коммуникация и есть общественное управление».
От Конфуция к Идеологии Современной Цивилизации 2018
С изменением времени физический мир не меняется, меняется та или иная стадия его развития.«Мир меняется, не меняясь»
«В этом мире ничего нельзя открыть, кроме собственных глаз».
Мы видим другие предметы, решаем другие проблемы, но законы, по которым живет физический мир остаются. Меняется только наше понимание этих законов.
Анатолий Кохан